Youth
Armenia
News
 
Меню сайта

газета армян России -Еркрамас-
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 1934

Календарь
«  Февраль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829

Статистика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » 2012 » Февраль » 8 » Армянская Диаспора Абхазии. История и современность.
22:44
Армянская Диаспора Абхазии. История и современность.
 В последнее   время   термин ‘Диаспора’  употребляется   весьма  часто.  ‘’Диаспора’’  (греч. Diasbora -  ‘’рассеяние’’)  политическое  пребывание  значительной  части   народа  вне   страны  его  происхождения,  как следствие  насильственного   выселения,   угрозы   геноцида,   социально-исторических,  экологических и   прочих   катоглизмов.  Проблема  Диаспор  представляет   огромный   научный  интерес,   наблюдая   тем   самым   как  во   всём   мире   увеличивается  миграционная   подвижность   населения,   как   растущее   число   людей   покидают  свои   национальные  очаги   и   надолго   или   навсегда  оседают   среди   представителей  других   народов  и   культур.  Все  эти   последствия   ведут   гигантским   переменам, которые   отражаются  в  этнической, религиозной,  культурной   картине  мира,   а   также   в   психологии  человека   в   его   образе   жизни.  Диаспора – это устойчивая  совокупность   людей   единого  этнического  происхождения, живущая   за  пределами   своей  исторической    Родины  и   имеющая  социальные  институты  для  развития   и   функционирования   данной общности. Первоначально  термин   ‘’ Диаспора’’  применялось   к   проживанию  евреев    вне   Палестина,   особенно после  их   изгнания  в  начале   6    века   до  нашей   эры   вавилонским  царём    Навуходоносором  2,  а  затем  в  1-2 веках  нашей  эры  - римляне. В  дальнейшем  термин   ‘’Диаспора''  применяется  к  некоторым   другим  этническим группам  (например,   армяне,   ирландцы,     китайцы). Многовековая   жизнь  в   чужеродном  окружении  заставляет   интегрироваться   в   местный  уклад   жизни,  искать  своё  место   в   социальной структуре  и  экономике,  воспринимать  языки, культуру,  обычай,  образ  жизни окружающих. Не  лёгкая  судьба  армянского  народа  сложилась  так,  что  под  многочисленными  вражескими   ударами  и   преследованиями  большая  часть  армян  вынуждена  была   искать спасения   в других  землях.  Но  это  было  не  бегство  людей  в  разные  стороны  и  потеря  самого  себя. Армяне,  дорожа своими  древними  традициями,  своим религиозным  воззрением,  языком  и  многовековой   богатой   культурой,   стремились   более  компактному   проживанию   в  чужих   землях.  Благодаря   мужеству  и  стойкости, силе  духа,  трудолюбию  и  высокой   самобытной культуре  он  сумел   противостоять  многочисленным  нашествиям   иноземных   захватчиков.  Многовековая   национально-освободительная   борьба   сплотила  армянский   народ,  сформировала  у   него  такие  качества, как  постоянство  в  дружбе  и  готовность  к  взаимопомощи.  Всю   свою  историю,  переселяясь  со своей  исторической  Родины,  армяне  во  всех  частях  земного   шара  создали  колонии.   В  мире   проживает   около  15   миллионов  армян.  Эпоха  двадцатого  века  не  была   милосердна   к  армянскому  народу. Опустошение Западной  Армении   и   резня  1915-1922 годах – это  самая  печальная   и   трагичная  страница  новейшей   истории. Мужественный  армянский  народ  стал  искать  справедливости      и  самое главное  свободу   от   гнёта   и   гонении. Сложившийся   обстоятельства   и   события   послужили  поводом   для   массового   переселения  армян   в  разные  страны.

Величественная  и  прекрасная  абхазская  земля  стала   для  армян  близкой   и    родной.  Во  времена  образования  и  существования   Абхазского   царства  между  Абхазией  и   Арменией   складываются   тесные   политические,  экономические  и  культурные  взаимоотношения  в период   9-10 веков. А  также  в  истории  известны  династические  браки  между  царствующими  домами Абхазии  и  Армении. Великий  армянский        писатель-демократ  конца 19 века  Мурацан   (Григорий  Тер – Ованесян)   много  страниц  в  своём историческом   романе  ‘’ Гевыыорг Марзпетуни’’   посвятил  взаимоотношениям  Армении  и  Абхазии  в   9-10 веках.   Существуют  свидетельства  о  том,  что  в  строительстве  крепости   и   командования  боевыми   действиями    византийцев  в   Абхазии,  в 6-ом веке осуществляли   жители   из   Малой  Армении,  Фома  армянин  его  сын   Ион.  Главной  крепости   Апсилий   Цибилиуме   были  обнаружены  обломки    вулканического  стекла - обсидиана,  доставленные   с  Армянского    нагорья   армянскими  ремесленниками   и   солдатами. Первые  исторические  сведения  об  армян-амшенцев   переселившихся   из   Западной  Армении  в   Абхазию  стали  появляться  в  конце  60-годов  19  века.  Амшенцы  в  основном  обосновывались  в  горных  местах  подальше  от   морского      побережья,  потому  что  опасались  преследования  со  стороны  османов,  а  во-вторых,   береглись  сырого  морского   климата,  так  как  многие  поселившихся  в прибрежных  зонах  погибали  от  малярии.  Первоначально  армяне  появились  в местах  Мцара,  затем  в  Верхней  Эшере,  позже  поселились  в  Анухве, Цебельде,  Армянской  Атаре,  Аракиче,  Гаваклуге и  в  других   местах. По  статистическим   данным   в   1886 году   в  Абхазией    насчитывалось  1037 армян (1,5%  населения),   в 1897 году 6552  (6,2%)   из  них   1083   проживали   в   единственном   городе  Сухуми.  Князь  Георгий  Шервашидзе,   наследник  абхазских   владетельных  князей,  будучи   в   1916 году   уобер-гофмейстером  Императорского  двора   и  супругом  вдовствующей   императрицы  Марии  Фёдоровны,  на  свои  средства  нанял   два  корабля   для  того,  чтобы   доставить   армян-переселенцев    в   Абхазию. Подавляющее  большинство  армян  были  крестьянами-арендаторами.  Сколько  армян  проживало,  вначале  на  арендованных землях  точно  не  известно,  так  как  они  считались   иностранцами (турецко-поданными)  и  потому  полицией   не  регистрировались. В  марте   1905 года  крупный  землевладелец,  абхазский  князь Шервашидзе  П.Л.  писал.  ‘’До  прихода  к   нам армян  земли   наши  пустовали   не  давали   нам   никакого   дохода.  Переселенцы   армяне   с   жаром   и   рвением  принялись   расчищать  наши   пустынные,  покрытие  кустарником   склоны,   стали   выкорчевывать   их   под  табачные  плантации. Трудом  и   потом,  обильно пролитым    переселенцами - табаководами  на  наших землях,  край   наш ожил. Табаководство  стало  давать  доход  и  самим  переселенцам,  фабрикантам,  и  казне. И  эти   доходы не  малые.  Они   ежегодно  достигают   10 миллионов  рублей. Я   усердно   буду   просить, чтобы  табаководов  оставили  в  покое’’.  По  словам  информанта   Урумян   Андроника,  впервые  армянами  было заложено  начало  разведению  табака   в  Абхазии   в  1866 году  в  селе  Мехадыр  Гагрского   района.  Одно  из  первых  армянских   поселении   на  территории  Абхазии   село   Мцара.  Огромную  роль  в  формирования  села Мцара  сыграла  личность  Артина  Пилосяна  1884-1932 года  и  священника Тер-Мкртыча.   Где  бы  не обосновался   армянин  он  всегда  думал   о   школе,   о  церкви.   ‘’Мало на  земле народов, обладающих  таким  стремлением   к   основательному  учению,   как  армяне’’ -  писал  известный  немецкий   путешественник   Рорбах .  Зачастую   он   ценою   своей  жизни   и   крови  обучал  своих   детей   месроповским  письменам, чтобы   научить  читать   писания  древнейшего  народа,   сохранивших   вековую  и  героическую   историю   великого   народа.  Просвещение  и   вера.  Два  краеугольных   камня,  которые  дали  прочное   основание  армянской  Диаспоре   Абхазии.  По   сохранившимся  архивным   материалам   говорится  о   том,    что   до   открытия   школы   дети   занимались   группами   или   в   одиночку   в   домашних  условиях. Одной  из  первых  учительниц, организовавших  занятия  с детьми  в  частных  домах в  1902-1906 годах, была  Антарам  Зорян. Первые  очаги просвещения  были  открыты  в  сельских   районах, при  церквах   приходскими  школами.  В  1904 году  ряд  выдающиеся   деятелей  армянской  жизни   и   культуры   как   Овсеп   Алмазов  (1872-1910гг.),   Тер-Аветис, Тер-Мкртычян  (1850-1918гг.)   и   другие   обратились  к  городской    Думе,        чтобы   последняя   выделила   участок   для   строительства   школы   и   церкви.  В   этом   не  лёгком    деле  огромную  роль  сыграла  авторитетная  личность  Аветис   Тер-Мкртычян.  Это  был  священник  с  передовыми   взглядами,  выпускник   Эчмиадзинской    духовной   семинарии.  Благодаря  его  стараниям   и умению,  большим   связям,  знанию многих  языков,  были  созданы предпосылки  для открытия   школы.  1  сентября  1906 года, не  дождавшись  строительство  школы,  армянская  общественность  решает  открыть  школу  в  частном   доме  на    улице  Сичинава,  ныне  Фрунзе. В   первый   учебный  год  собралось   в   школе   33  ученика,    преподавателями  были  Арутюн   Тер-Арутюнян,   Манушак   Джалалян. В   следующем  1907-1908   в   учебном   году   в   школе   были   сформированы   три   класса.  Открытая  в  1906 году Сухумская  армянская   школа функционировала  до 1913 года,  т. е.  до  строительства   нового  здания. Так  же  на  отведённом   городской   управой   земельном  участке   в   1908 году  на   народные  средства   была   построена   церковь  Св.  Григория   Просветителя,  а  уже  позже   в   1913 году  здание   школы  при  ней.  По  данным   1941 года  в   Абхазии  функционировало   128 армянских школ.  Также   издавались  несколько  газет  на  армянском  языке;  ‘’Луйс’’ (1912-1913гг.),  ‘’Нор-Кянк’’ (1913г.),  ‘’Парос’’ ( 1919 г.) ,  ‘’Кармир  астх’’ (1920г). В  столице  Абхазии  Сухуми  действовал армянский    государственный  театр,  педагогическое училище,  ансамбль  песни  и  танцев. Значительных  успехов  армяне  достигли  в  национально-государственном  строительстве  Абхазии.  В    30-е  годы   в  Центральном  Исполнительном  Комитете  Абхазии  из      общего  числа  сотрудников  14%  составляли  армяне,  а   Совноркоме  15% .  В  целом  отношения  между армянами   и   абхазами   в   начале   20 века  складывались   в   позитивном   ключе.  По  словам   абхазского   этнографа   и   просветителя   Симона   Басария   (1903год)  ‘’армяне  очень  осторожны   к   абхазам,  признают   за  абхазской  нацией  исторические,  юридические   права   на   территории,  называют  себя   гостями   в   Абхазии,  охотно открывают  свои  двери   абхазам  и    всяческий   стараются  подражать  гостеприимству  их.  К   большей  части   армян  надо  отнести  и   то,  что это  единственная  нация  в   Абхазии,  которая бережно  относится  к  старинным  абхазским  именам   местности  все  их   сёла  названы  древними       абхазскими  именами’’.  В  годы  Великой  Отечественной   Войны  1941-1945 годах  вместе   со   всем   советским   народом   на  защиту   Родины    встали   10   тысяч   амшенских   армян.  Многие   пали   смертью   храбрых,  оставшиеся   в  живых   вернулись   в   мирную   жизнь. Говоря   о  современном  армянской  Диаспоре  Абхазии  мы  не  можем  не  включить   в   него повествование  о  борьбе  армянского  батальона   имени   маршала  Советского  Союза   И. Х.   Баграмяна  в  отечественной   войне  Абхазии   1992-1993 гг.  Чёрная  страница   героической   истории   14  августа   1992 года   начало  грузино-абхазской   войны. На  защиту  Родины  от  агрессора  встали  все  представители   многонациональной  Абхазии,  во  главе   со       своим  лидером   В. Г. Ардзинба.   В  тяжёлый  час,  армяне  для  которых  Абхазия  стала  родной  землёй,  стали  рядом  с  братским  абхазским     народом. Единение  в   дружбе  приобрело,  несомненно  особую   ценность.  Многие  сёла  Восточной  части  Абхазии   в    результате    оккупации,  подверглись   страшным   злодеяниям   и   преступлениям.  Жители  села   Лабра   Очамчирского   района  (восточная   часть  Абхазии)  подверглись  страшным   пыткам.  В  этом   армянском   селе   не   осталось   семьи,  не  подвергшейся    нечеловеческим   издевательствам. Среды лабринцев   поднявших  оружие  против   врага   и   вошедшие  в   подразделение   Восточного  фронта  это  Кесян  Айк- Герой   Абхазии,  Керселян  Смбат-Герой   Абхазии,  Кишмария  Хвича-Герой  Абхазии, составившие  экипаж  грозного танка  ‘’Тигр’’. Героизм, а  не  геройство.  Самоотверженность   и   мужество.  Это  основа   армянского   мужского  характера. У  амшенцев   он   прошёл   горнило   смертельного  риска.  Сейчас  не  нужно  оглядываться  далеко  назад,  чтобы   найти    примеры    мужества.  Этим   словам   достоин   Галуст   Трапизонян-командир   роты   армянского   батальона,  Герой   Абхазии.  Свой  боевой  путь  Г. Трапизонян  начал  рядовым,  а  в   последствии   учитывая  его  знания   и   способности  за  проявленное  мужество  и  стойкость,  назначили   командиром  роты. На  многие   ответственные  операции  отправлялась  рота   Трапизоняна.  После  тяжёлых    ранении  23  июля  1993 года  война  для   него не  закончилась. Через  двадцать  дней  Галуст  снова  возвращается   в  свою  роту  и   доводит   её   до  победного   конца,  до  полной   освобождении  Абхазии 30   сентября  1993года.  В   грузино-абхазской  войне  участвовали  и  родные  братья   Галуста   Трапизонян   Ервант командир   взвода  армянского  батальона,   награждён  медалью  ‘’За  отвагу’’  и   Трапизонян  Саркис   боец  третьей  роты.  В формирование  армянского   батальона  значительную   роль  сыграла  личность  Алберта   Каспаровича   Тополяна,  личность  которое   займёт   достойное  место  в   истории  летописи  армянского  народа. Этот  батальон  был чуть  ли  не  единственным  полноправным  батальоном  и    насчитывал  более  1500  бойцов.  Артуш  Тополян  один из  молодых  бойцов  армянского  батальона,   который   по   зову  сердца   и   души  с   первых   дней  войны  стал  в ряды   защитников. История  всегда  имеет  своё   человеческое  лицо.  И  таки  исторические  лица  как  Артуш   Тополян   и   многие другие  должны служить  благородным примером  для   подрастающего  поколения. Сегодня  между  коренным  абхазским  и  другими   народами  современной  независимой   Аюхазии  нет  межкультурных   конфликтов,  они  проявляют  взаимную толерантность,  едины   в   решении   главных   общегосударственных   интересов  и  социально-культурных   проблем. И  вместе  строят  сильную  процветающую   Абхазию.    

Материал  подготовила Элеонора  Узунян    




Самое читаемое
Категория: Диаспора | Просмотров: 1346 | Теги: Армянская Диаспора Абхазии. История
Форма входа
E-mail:
Пароль:

Поиск

Лента Новостей
Европейский союз решил сократить финансовую помощь Турции
Пашинян: Не будь Виген Саргсян протеже Сержа Саргсяна, то он не смог бы собрать и троих доверенных лиц
Скандал между Турцией и Нидерландами: Европу мутит от Эрдогана
В ближайшие годы премьер-министр ожидает инвестиции в Армении в размере 3,2 миллиарда долларов
Экс-защитник «Манчестер Юнайтед» похвалил Генриха Мхитаряна
Правительство Нидерландов назвало действия турецкого министра «безответственными»
Рейтинг@Mail.ru
Copyright Adamyan © 2017 Хостинг от uCoz