Youth
Armenia
News
 
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Текстовый раздел » Форум » Амшен Хемшин : Что мы о них знаем (проамшенцах (предпочтительнее живуших в турции))
Амшен Хемшин : Что мы о них знаем
youtharmeniaДата: Среда, 29.07.2009, 22:22 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 66
Репутация: 9
Статус: Offline
Прошу вас тут написать то ,что вы знаете об амшенцах

предлогаем посмотреть так же сл.видео
 
youtharmeniaДата: Среда, 29.07.2009, 22:29 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 66
Репутация: 9
Статус: Offline
Баш-Хемшилы из пос. Кале-кей (Вараш)

В 1461 году Трапезундская империя не устояла под натиском турок-османов. Амшенское княжество сохраняло свое полунезависимое существование до 1480 года, когда последний князь Амшена Давид II вынужден был покинуть его. С падением Амшена весь Понт попал под власть турок.

С конца XVI века османские власти стали проводить политику насильственной исламизации христиан Понта. В 1629 году часть лазской знати формально отреклась от христианства, чтобы сохранить свои привилегии. Однако население Амшена еще было поголовно христианским. Только в середине XVII века часть армян под давлением захватчиков приняла ислам, и в течение следующих двухсот лет шло формирование особой этнографической группы хемшилов.

В годы первой волны исламизации многие амшенцы ради сохранения веры и языка покинули родной край и бежали на запад — в окрестности Трабзона, Орду, Джаника. По прошествии столетий они постепенно забывали о своем древнем гнезде и стали называть себя трабзонскими, ордуйскими, джаникскими армянами. Другие армяне перебрались в районы Кара-дере и Сюрмене, где уже проживали более давние переселенцы из Ширака. К началу XVIII века здешнее армянское население достигло 16 тысяч человек. После кровавой резни в местных армянских селах часть населения и тут была обращена в ислам, остальным снова пришлось покинуть родной кров.

Вероятно, уже к концу XIX века из исламизированной части амшенских армян окончательно сформировались этнические группы: Баш-хемшилы или хемшилы района Ризе; Хопа-хемшилы или хемшилы района Хопы, переселившиеся в начале XIX века на восток; Севкедаци (Карадерли) — потомки обращенных в ислам армян района Аракли. Материалы по этим группам до сих пор скудны и противоречивы, о судьбе последней из них нет данных уже более восьмидесяти лет.

На территорию Российской империи амшенские армяне-христиане эмигрировали несколько раз. Вначале после русско-турецкой войны 1877-78 гг., затем после абдул-гамидовской резни 1894-96 гг. и, наконец, в течение Первой мировой войны и после нее переселились уцелевшие от Геноцида. Теперь их потомки большей частью живут в Абхазии и Краснодарском крае России, многие из них мало знают о своей древней истории или совсем не имеют о ней представления.

В апреле 2004 и июле 2005 года я дважды посещал область Амшен (Хемшин) на северо-востоке современной Турции. Первым пунктом экспедиции была Артвинская область, где проживают так называемые Хопа-хемшилы — единственная группа амшенцев, которые продолжают называть себя "хомшеци". Хопа-хемшилы живут в Хопском и Борчском районах, официальных данных по их численности нет, всего насчитывается приблизительно от 30 до 40 тысяч. Они делятся на две основные группы, большую — Турцеванци с подгруппой Джермакци и меньшую — Ардлеци. Группа Топал-оглы также причисляет себя к Хопа-хемшилам, но держится особняком.

После разграничения между СССР и Турцией в 1921 году шесть сел Хопа-хемшилов оказались в составе Аджарской ССР. В ноябре 1944 года вместе с курдами, лазами и другими они были высланы в Южную Киргизию и Казахстан. С началом межнациональных конфликтов в 1989 году они выехали главным образом в Апшеронский и Белореченский районы Краснодарского края, где их насчитывается теперь чуть больше тысячи человек. В Краснодарском крае они встретились с амшенскими армянами — своими соотечественниками, с которыми их разлучила судьба больше трехсот лет назад.

Вернемся к Хопа-хемшилам Турции, которые используют восточный говор Амшенского диалекта армянского языка. Сегодня в их говоре сохранилось больше коренных армянских форм, которые у джаник-ордуйских амшенских армян заменены турецкими словами. Хопа-хемшилы сохранили многие литературные формы армянского языка, которых нет в других говорах амшенского диалекта.

 
youtharmeniaДата: Среда, 29.07.2009, 22:29 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 66
Репутация: 9
Статус: Offline

В какой мере эти люди осознают сегодня свои армянские корни?

Сами Хопа-хемшилы затрудняются точно сказать, когда они начали заселять горные массивы этого района — называется срок двести лет назад.

Заселение черноморского побережья и города Хопы началось около 30-40 лет назад, прежде здесь жили только исламизированные лазы. Сегодня в Хопе хемшилы составляют большинство, более того в прошлом году они впервые избрали мэром города своего сородича из рода Топал-оглы. Эти выборы прогремели на всю Турцию, поскольку Хопа оказался единственным на всю страну городом с мэром — членом компартии. Вообще, коммунистическая идея популярна среди большинства хемшилов, особенно среди Турцеванци. Широкое распространение левых идей можно отчасти объяснить преобладанием среди хемшилов атеизма. Люди говорили мне, что их деды "вообще не знали, что такое мечеть". Многие из "левых" Турцеванци считают себя потомками амшенских армян, даже носят армянские имена. Но не стоит делать из этого поспешных выводов, поскольку процессы начались совсем недавно и несут на себе отпечаток социального протеста.

Часть людей, начавших осознавать свои армянские корни, испытала нечто похожее на шок и временно потеряла ориентир — они и их предки давно уже ощущали себя турками, говорили на своем "турецком" языке, который впоследствии оказался в значительной мере армянским. Сейчас каждый из них по-своему моделирует собственное самосознание в реальной семейной, экономической, политической ситуации. Пока не стоит ожидать от таких людей однозначного ответа на вопрос: турки они или армяне.

Не задерживаясь в городе, мы с проводником направились в его родной поселок Анчарох (ныне Пинарли). С названиями сельских населенных пунктов в Турции полная неразбериха, давно уже по всей стране идет процесс смены всех нетурецких названий на турецкие. Это затронуло и Хопский район, где большинство топонимов были лазскими.

Анчарох расположен примерно в пяти километрах над Хопой, узкая автомобильная дорога проходит по вершинам небольших хребтов. Живут здесь хемшилы группы Ардлеци, переселившиеся из соседнего села Ардала. За последние десятилетия многие жители хемшилских деревень перебрались в Хопу, на месте остались только представители старшего поколения. Только в сезон сбора чая все собираются в родных селах.

Хозяин дома в Анчарохе рассказал, что первым среди хемшилов разыскал своих родственников в СССР и съездил навестить их в Среднюю Азию после почти полувековой разлуки. По его словам Ардлеци ведут свое происхождение от общих предков — "шести братьев": Каракчи-оглы, Али-оглы, Фейз-оглы, Кесе-оглы, Токкуз-оглы и Кучук-оглы. Предком его семьи был Кесе, несколько следующих поколений предков забылись, но он может назвать имена своих предков в пяти поколениях. Так он пытался доказать мне, что его род исповедует ислам уже больше пяти столетий. Однако пять поколений соответствуют всего полутора-двум векам и "шесть братьев" на самом деле есть общие мифические предки современных семей, подтверждением чему служат якобы забытые имена предков из непосредственно следующих за "братьями" поколений.

В молодости этот человек интересовался своим происхождением. Он посетил университет в Анкаре, где сделал официальный запрос о своих предках и причинах их владения армянским языком. Его определили, как потомка древних тюрок "чепни", которые поселились на черноморском побережье задолго до захвата этих земель османскими войсками и поэтому восприняли языки окружающих христиан. Проявив сдержанность и уважение, я воздержался от дальнейшего обсуждения. Термин "чепни", относящийся к шиитской секте, активно используется турецкими учеными для идентификации происхождения различных групп турецких граждан с христианскими корнями.

 
youtharmeniaДата: Среда, 29.07.2009, 22:31 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 66
Репутация: 9
Статус: Offline
Во вторую экспедицию мне удалось посетить старое фамильное кладбище семьи Кесе в Анчарохе. Представители отдельных семей были похоронены рядом и ограждены общими заборами, что не соответствует исламским обычаям, соблюдаемым на новом кладбище.

По преданиям Ардлеци первым поселком, заселенным "двести" лет назад перебравшимися в Хопский регион "хомшеци", был Зурпиджи (совр. Елдере). Оттуда они заселились в Чимелли, часть которого получила название Ардала (совр. Эшмекой). Впоследствии все выходцы из этого поселка считали себя Ардлеци. Таким образом, можно предположить, что локальная группа Ардлеци образовалась на основе шести семей, основавших поселок Ардала. Хотя, возможно, корни ведут еще в древний Амшен, о чем говорят названия крепости "Арта-шен" и города "Арде-шен".

Во время непродолжительной беседы представитель рода Топал-оглы ясно ответил на мой вопрос о происхождении своих предков: "Мы армяне, как и наши предки, пришли сюда из Хемшина, из поселка Апсы, что в долине реки Хала". Ответ поразил меня, и я недоверчиво спросил: "Неужели вы узнали это от своих предков?" — "Нет, они об этом не помнили, но мы хомшеци, значит родом из Хемшина, говорим на армянском языке, а в поселке Апсы и теперь живут Топал-оглы, только забыли армянский язык". По словам этого человека такого же мнения придерживаются большинство Турцеванци.

Однако, это явно противоречит представлениям встреченных мною Ардлеци — они не при каких условиях не признают себя армянами, в крайнем случае допускают, что их предки много веков назад могли быть армянами.

Дальнейшее знакомство с Хопа-хемшилами показало, что выбор этнической самоидентификации зависит от принадлежности к локальной группе, политических симпатий и экономических интересов. На мой взгляд, около 15-20% Хопа-хемшилов идентифицируют себя с армянами идейно, как сторонники коммунистической партии. Еще около 50% солидарны с ними в зависимости от политической и экономической ситуации, остальные 30% — категорические противники. Анализ основан на итогах выборов мэра города в 2004 году, когда практически все Хопа-хемшилы проголосовали за своего кандидата, который баллотировался от компартии и не скрывал, что считает себя армянином.

В июле 2005 года в Хопе прошел культурный фестиваль, организованный мэрией. На фестивале было много приглашенных участников, свои выступления они начинали с приветствий на "хемшилском", лазском, грузинском, курдском и других языках. Представительница курдов заявила, что хемшилы — братья по борьбе за свободу народов Курдистана. Все это вызвало недовольство части хемшилов, в основном Ардлеци, которые опасаются быть втянутыми в политические процессы и не хотят противопоставления хемшилов и турок.

 
youtharmeniaДата: Среда, 29.07.2009, 22:32 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 66
Репутация: 9
Статус: Offline
Основная часть хемшилов (Баш-хемшилы) сознает себя особой группой турецкого народа и называет себя турками-хемшилами. Большинство переехало из горных районов и проживает в городах области Ризе — Фундекли, Чайели, Каптанпаша, Пазар (квартал Сарвица) и Ризе (квартал Чимил). В Чайели и Ризе хемшилы составляют половину населения. Существуют еще крупные поселения хемшилов в других районах Турции — в Атабазаре (район Хэндэк), Болуке (район Кеприджик), Самсуне (район Ладик). По некоторым сведениям в Турции всего около 150 тысяч хемшилов — выходцев из области Ризе.

Во время первой поездки я побывал в районе Чамли-Хемшин. Одноименный поселок находится на реке Фуртуна возле впадения в нее реки Хала, почти всю территорию района занимает национальный парк "Качкар". Верховья этих рек — высокогорное плато Качкар, которое называют также Баш-Хемшил или Яйила. В большинстве топонимов угадываются армянские корни. Например, в названия гор — Качкар, Верченик, Татос; в названиях поселков и местностей — Хачиванак, Паловит, Кармик и т.д.

Через горные речки повсеместно переброшены средневековые арочные мосты, часть из которых построена в доосманский период. Посетив крепость Зил-кале — возможно, легендарный Арташен — мы повернули назад из-за нехватки времени. На обратном пути мы встретили престарелого владельца небольшой гостиницы. Он категорически заявил, что хемшилы никак не связаны с жившими здесь раньше армянами, от которых остались лишь названия мест — Акоп, Тапик келох и др. У местечка Кабош мы сделали остановку, чтобы осмотреть древний мост, кладбище и странные развалины.

Встретившиеся лазские рабочие сказали, что это развалины армянского постоялого двора и кладбища. Действительно каменные ограды кладбища была рассчитаны на несколько могил каждая, многие могилы были разорены, в том числе и мусульманские. Покидая район, мы поинтересовались у продавца-хемшила, какими необычными словами он владеет. Он вспомнил слово кедалик (зап. арм. "кдал" — ложка), добавив, что его родители знают намного больше таких слов.

На следующий день мы отправились в Хемшинский район, где познакомились в кафе с Юнуфом Химти. Узнав о цели нашего приезда, он сказал: "Мы не должны стесняться того, что были армянами, многие в Баш-Хемшине немного говорят по-армянски, но не считают себя армянами". Затем он рассказал историю нескольких десятков семей амшенских армян села Элевит. В начале XX века в поселке жил сапожник Апел, его дом сохранился до сих пор. В 1910 году он начал строить армянскую церковь — привез колокол и воздвиг колокольню. В 1915 году всех, кто не отказался считать себя армянами, выселили, но Апела оставили, так как он ослеп и одряхлел.

"Семья Очин-оглы Махмута всегда жила в Элевите. Они были мусульманами, но их считали армянами, так как говорили они на армянском языке. Еще одна большая семья армян-мусульман носила фамилию Матараджи (в переводе с турецкого — "водонос"). Эти и другие семьи армян-мусульман, всего около пятнадцати, в 1945 году из-за холодных зим переселились в Эрзрум, но летом некоторые из них приезжают погостить в Элевит".

Юнуф отвел нас к мэру Хемшина. Тот был занят, но нашел время выйти и познакомиться. Он спросил через переводчика, читал ли я Хачикяна. Я ответил утвердительно, поскольку отлично знал работы этого специалиста по истории амшенских армян. Мэр предложил нам зайти в школу. Там состоялся интересный разговор в кабинете директора. Нас спрашивали о значении того или иного топонима или слова, например Вартовор (языческий армянский праздник Вардавар, позднее приуроченный к христианскому Преображению). Когда пришла моя очередь задавать вопросы, все, сославшись на занятость, стали уходить. Позднее я узнал, что Вартовор — основной праздник хемшилов, его празднуют, когда с горных пастбищ сходит снег.

За Хемшилом располагается поселок Чамлы-тепе (Зуха). По рассказам здесь должны были жить две семьи армяно-мусульман с прежними фамилиями Каспар-оглы и Минас-оглы. Однако сегодня с новыми фамилиями эти люди считали себя турками-хемшилами, пообщаться с ними, к сожалению, не удалось.

 
youtharmeniaДата: Среда, 29.07.2009, 22:33 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 66
Репутация: 9
Статус: Offline
В Самсуне я случайно встретил хемшила из поселка Зил-кале Хасана Кибар-оглы, который считал себя потомком беков, владевших Хемшином по фирману (указу) султана Мухаммеда. На мои вопросы об армянских следах в Хемшине он отвечал неохотно. Я спросил, есть ли у жителей поселка клички или старые фамилии. Может быть, они знают нетурецкие слова? Неожиданно он огорошил меня армянскими названиями половых органов и еще некоторыми словами вроде "джиджик" — женские груди (арм. "цицик"), "гагат" — горло (зап.-арм. "гогорд"). Некоторые слова совпадают со словами из других амшено-армянских говоров, например, джаник-ордуйского: "хисим" — "хесум" (родственник), "мерхебек" — "мор" (клубника), "жах" — "жох" (ежевика), "капук" — "капчук" (головастик), "хелос" — "хлез" (ящерица), "мух" — "мех" (гвоздь), "хурчка" — "хурчак" (шест для посадки лобби), "джорак" — "джор" (грязь), "гахэнуш" — "кахэнуш" (сорить) и др. Интереснее всего оказались старые фамилии его односельчан: Мугиланч, Мехдесанч, Сакаланч, Челаланч, Нереванч, Корданч. Эти фамилии содержали армянские корни не в пример большинству фамилий амшенских армян, которые образовались от турецких прозвищ и слов: Язиджян, Каракян, Хастян, Демерчян и др
следующий приезд мне удалось проехать за Зил-кале, остановиться в поселке Чат, откуда одна дорога вела на Элевит (Ехновит) и Хачиванак, другая — на Баш-Хемшин и Верчембек (Верджнабак). В поселке Элевит подтвердилась информация об армяно-мусульманах, переселившихся в 1945 году в Эрзрум и рассказ об Апеле, который хотел построить церковь. В поселке гостил представитель одной из уехавших семей Мола-оглы. Не встречаясь со мной, он передал, что в их семье не знают армянского языка, и они всегда были мусульманами. Хозяин местного магазина рассказал, что его предки переселились сюда из Зил-кале после отъезда семьи Мола-оглы и других армяно-мусульманских семей. Он повторил армянские название частей тела, записанные мною в Самсуне, и добавил, что "прозвища" есть в селах Зил-кале, Кобош и Улку.

В надежде увидеть развалины Элевитского монастыря я решил подняться на гору близ поселка. В Амшене было не меньше трех монастырей, что подтверждается показаниям местных жителей. При монастырях имелись школы, скриптории, известны созданные здесь рукописные церковные книги.

К монастырю Элевит ведут две дороги — обходная, длиной 5 километров и прямая в гору. Местные проводники утверждали, что от монастыря почти ничего не осталось, но я все же решил подняться один, напрямик. В тумане гора плохо просматривалась, путь до монастыря оказался круче и длинней, чем я ожидал. Через полтора часа я увидел на ровной площадке два странных сооружения из камня — большой и малый конусы. Потом разглядел на земле перевернутые могильные плиты длиной в полтора метра. Я попытался перевернуть обратно хоть один из тяжелых камней и взглянуть на лицевую сторону, но слишком устал после подъема, сил не хватило.

Рядом сохранились фундаменты нескольких строений. Большее из них, центральное имело размеры примерно 8 на 10 метров. Идеально отесанные плиты облицовывали родник и небольшой бассейн метра 3 длиной — очевидно, водопой для овец. Такие же старинные плиты я потом видел внизу, в стенах строений поселка — их использовали, как строительный материал. Вода источника показалась мне очень вкусной. Плохая видимость не позволяла снимать на фотоаппарат, я снимал только на видео.

Из-за нехватки времени пришлось быстро отправиться обратно вниз. В густом тумане стреляли, местные жители кого-то звали. Я думал, ищут меня, но, как оказалось, пропал турецкий инженер, который был занят на строительстве дороги для туристического маршрута. Люди волновались, потому что здесь водились волки, а годом раньше медведь убил и съел французского туриста. Мне стало не по себе, сразу вспомнились кости очень крупного животного, увиденные во время подъема.

На следующий день мы отправились по дороге на Баш-Хемшин. Не доехав до него нескольких километров, свернули на Кале-кей (Вараш), где на горе возвышались развалины некогда могучей крепости. Осмотрев развалины, мы познакомились с местным жителем — его предки, турки из Кавказа приехали сюда 150-200 лет назад и выкупили землю у переселяющихся армян-мусульман. Этот человек показал нам заброшенное кладбище с вымощенной камнями дорогой. Он утверждал, что на кладбище есть армянские могилы. Некоторые из массивных каменных оград, рассчитанных на несколько могил, имели важное отличие — нишу на внешней стороне. Такая же ниша встречается на могилах амшенских армян в Абхазии (поселок Эшера) — это место для поминальных свечей.

.

 
youtharmeniaДата: Среда, 29.07.2009, 22:33 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 66
Репутация: 9
Статус: Offline
По возвращении в Чат мы встретились с мухтаром поселка Баш-Хемшин. Он рассказал, что примерно 150 лет назад семьи Закар, Чалмашер, Кесоглы, Гостан (Бостан) покинули поселок в направлении Хоторджура. Житель Улку сообщил, что армяне-мусульмане ушли через Хачиванак в Хоторджур примерно 150 лет назад. Несомненно, оба имели в виду одно и то же событие — уход из Амшена большинства армян-мусульман, сохранивших родной язык. Это были предки нынешних Хопа-хемшилов, которые появились в бассейне реки Чорох как раз примерно 150-200 лет назад. Но какова была причина переселения?

По свидетельству Айкуни в середине XIX века несколько семей исламизированных армян Амшена снова стали христианами. После этого мусульманское духовенство усилило гонения на употребляющих армянский язык, постановив, что "семь сказанных мусульманином армянских слов будут приравниваться к одному ругательству". Во многих селах "амшенские женщины не знали турецкого языка", что привело к массовому переселению в более безопасные места.

Проезжая на обратном пути поселок Улку, мы сделали остановку у придорожного кафе, где познакомились с местными жителями. Те рассказали об армянском прошлом многих своих односельчан. Например, предком семьи Енап был Агоп, а их "прозвище" было Гирагосанч. Такие же семьи есть в Емишли (Кобош), возможно, и в других селах. Все наши собеседники в кафе знали армянские названия частей тела. Улку по их словам состоит из нескольких кварталов: Гомаинч (амшено-армянский "гомац инч" — тихо спускайся), Мез мун, Эрох — место прежней школы, Хачикли — место прежней церкви, Молавейс.

Армянские прозвища жителей Улку, Кобоша, Зил-кале, Зухи и других поселков позволяют предположить в них потомков исламизированных амшенских армян, оставшихся на месте после событий середины XVII века. Естественно нельзя считать всех хемшилов потомками исламизированных армян — в течение трех столетий в результате потока естественной миграции жители Хемшина покидали свой очаг в поисках заработков и, наоборот, здесь селились приезжие из других мест Турции. Возможно, в Хемшин целенаправленно заселялись турки, чтобы ускорить процессы ассимиляции. Об этом говорит факт открытия в Хемшине одного из первых турецких университетов черноморского побережья, что способствовало быстрому проникновению турецкой культуры в хемшилскую среду.

Надо отметить, что люди, называющие себя турками, не всегда вкладывают в это этнический смысл. Для многих граждан Турции сознавать себя турками означает примерно то же самое, что для нерусских граждан России сознавать себя россиянами. Можно привести и другие аналогии: понятия "советский человек", "американец" постепенно складывались в результате известных исторических процессов, в результате целенаправленной политики.

Современное понятие "турок" — результат жесткой и решительной политики Ататюрка. Принятая в условиях полного развала Османской империи, она объединила под именем "турок" исламские и исламизированные этнические группы разного происхождения. При Ататюрке впервые государство было названо Турцией. Если не считать Стамбула, в стране практически не осталось христиан и настал удобный момент выдвинуть лозунг: "Турки — это люди, живущие в Турции". Чтобы оценить всю значимость этого новшества, стоит процитировать историка, специалиста по Османской империи и Турции Бернарда Льюиса, известного своей крайне протурецкой позицией в вопросе о геноциде армян. В книге "Происхождение современной Турции" Льюис пишет: "В имперском оттоманском обществе этнический термин турок использовался редко и главным образом в уничижительном смысле — вначале он относился к кочевникам тюркского происхождения, потом к невежественным и неотесанным тюркоязычным крестьянам Анатолии. Оттоманский господин из Константинополя счел бы оскорбительным для себя слово "турок"".

Надо признать, что методы Ататюрка оказались более эффективными, чем политика по созданию "советского" или "югославского" народов. Любое внешнее давление на Турцию способствует только дальнейшему сплочению населения вокруг турецкой национальной идеи и турецкого государства. Мой собеседник хемшил, признающий свое армянское происхождение, утверждал, что будет воевать за Турцию в случае нападения на нее извне

 
youtharmeniaДата: Среда, 29.07.2009, 22:34 | Сообщение # 8
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 66
Репутация: 9
Статус: Offline
Надо признать, что методы Ататюрка оказались более эффективными, чем политика по созданию "советского" или "югославского" народов. Любое внешнее давление на Турцию способствует только дальнейшему сплочению населения вокруг турецкой национальной идеи и турецкого государства. Мой собеседник хемшил, признающий свое армянское происхождение, утверждал, что будет воевать за Турцию в случае нападения на нее извне.

В поисках следов группы Севгедаци я заехал в район Карадерли. Старожилы здешнего поселка заселились относительно недавно, 50-60 лет назад и ничего не знают об армянах. Нужно отдавать себе отчет, что Кара-дере — открытое ущелье, в отличие от других ущелий Амшена. Через Кара-дере проходит дорога на Байбурт, что в прошлом способствовало как оттоку прежнего населения, так и притоку нового. Во время событий 1915 года фидаины из числа Карадерли (Севгедаци) воевали против турок вместе с фидаинами армян-христиан Амшена. В то время исламизированные армяне Карадерли говорили на амшенском диалекте армянского языка и сознавали себя армянами. Есть информация, что известный фидаин Мадилян был "гардашем" — побратимом предводителя Карадерли Текке-Азиза. О потомках этого Текке-Азиза старожилы поселка с трудом, но вспомнили, сказав, что те живут западнее, в сторону Трабзона, в Мачке, примерно километрах в пятнадцати пути по горам.

Дальше я направился в бывшее селение Торосли, где местные жители тоже ничего не помнили об армянах. Там мы обнаружили заброшенные старинные дома, по словам местных жителей им было 200-300 лет. Сложенные из камней стены несли на себе следы разрушения. На близлежащем кладбище многие могилы напоминали могилы амшенских армян — ограды были достаточно большие в отличие от мусульманских оград, рассчитанных на одну могилу.

Стоя среди старых домов Торосли, я вспомнил историю исламизации здешних армян, известную по работам видного исследователя Саркиса Айкуни.

Около 1710 года в регионе Кара-дере начались новые гонения на христиан, новые попытки насильственной исламизации. Под руководством священника Тер-Карапета из селения Торосли армяне с оружием в руках остановили фанатичную толпу под предводительством мулл. В ответ целое полчище янычар неожиданно ворвалось в Торосли в праздничный день Великой Субботы. Тер-Карапет был разрублен на части, население подверглось резне. Чтобы сохранить свои жизни и жизни своих детей, уцелевшие жители Карадере согласились принять ислам. Получив короткую передышку, часть из них бросила дома и имущество и бежала в леса на запад в сторону Трабзона, Орду, Джаника, Синопа и Атабазара. Спасшиеся родственники Тер-Карапета обосновались в селе Калафка близ Трапезунда. Здесь сын убитого был рукоположен в священники под тем же именем и дал обет, что в их роду всегда будут рукополагаться священники под именем Тер-Карапет и хотя бы раз в год они будут тайно посещать Сев Гет, чтобы утешать народ.

 
youtharmeniaДата: Среда, 29.07.2009, 22:35 | Сообщение # 9
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 66
Репутация: 9
Статус: Offline
В 1984 году известный специалист по Амшену Сергей Варданян познакомился в армянском хуторе Пролетарский вблизи Майкопа с 84-летним уроженцем села Калафка Маргаром Гукасяном, в чьем доме висел на стене карпет, изготовленный его дедом в 1906 году с надписью "Священник Тер-Хорен, сын Тер-Карапета, род. в 1831 году". По словам Маргара Гукасяна Тер-Хорен погиб на дорогах изгнания в 1915 году…

Амшенские армяне, амшено-мусульмане и турки-хемшилы — еще недавно значение этих слов было известно лишь узкому кругу историков и краеведов, сегодня все больше людей интересуются историей и культурой Амшена, связывают свое прошлое с этим краем. Нехватка времени помешала мне больше увидеть, тесней пообщаться с людьми, но я надеюсь еще не раз побывать в замечательном крае — древнем Амшене.

 
youtharmeniaДата: Среда, 29.07.2009, 23:49 | Сообщение # 10
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 66
Репутация: 9
Статус: Offline
Лусине Саакян об Амшене
 
adminДата: Четверг, 30.07.2009, 15:56 | Сообщение # 11
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 10
Репутация: 1
Статус: Offline
Հայե՛ր, նրանք էլ են հայեր...

Այսօր հայության մի հատված իրեն հայությունից օտարված ու խորթացած է զգում: Նրանք էլ բոլորիս նման ծագումով հայեր են, նրանց մի մասը նույնիսկ պահպանել է հայոց լեզուն, բայց Օսմանյան կայսրության պարտադրանքով նրանք մահմեդականություն են ընդունել, որի պատճառով էլ մերժվել են հայության կողմից: Խոսքը վերաբերում է համշենահայությանն ու ծպտյալ` կլեպտոհայերին: Նույնիսկ մի կարծիք է ձեւավորվել, թե բոլոր իսլամացած հայերը համշենահայեր են:
«Մենք կարծես չենք կարողանում հաշտվել այն մտքի հետ, որ մեր ազգի մի մասն այլադավան է: Հետեւաբար, մենք մերժում ենք նրանց հայ լինելն ընդհանրապես: Այնինչ, պետք է լուրջ փիլիսոփայական վերանայման ենթարկենք ազգ հասկացության հետ կապված մեր պատկերացումները:
Եթե առաքելական եկեղեցուն պատկանող մարդը պետք է համարվի հայ, ապա մեր ազգի մի զգալի մասը 70 տարի աթեիստ է եղել, ուրեմն նրանք հայեր չեն: Եթե լեզուն է ազգային պատկանելության հիմնական չափանիշը, ապա անգլիախոս, ռուսախոս եւ այլ լեզուներով խոսող հայերին մենք ընդհանրապես պետք է անտեսենք: Ես անձամբ հակված եմ այն մտքին, որ ազգային պատկանելության հիմքում պետք է դրվի ազգային գիտակցությունը»,- ասաց ԳԱԱ պատմության ինստիտուտի հայցորդ Կարեն Խանլարյանը, ով ատենախոսություն է պատրաստում համշենահայերի խնդրի վերաբերյալ:
Շատ հաճախ շփոթության են մատնում հենց Համշեն եւ համշենահայ բառերը: Որոշ մարդիկ կարծում են, որ Համշենը թուրքական բառ է: Այնինչ այն հայկական ծագում ունի եւ կապված է Համամ Ամատունու անվան հետ:
«8-րդ դարում մի մեծ իրադարձություն կատարվեց: Չդիմանալով արաբների ճնշմանը` բավական մեծ թվով հայեր, ըստ պատմական տվյալների` մոտ 12 հազար տղամարդ` իրենց ընտանիքներով, Համամ Ամատունու եւ նրա հոր գլխավորությամբ, շարժվում են դեպի Պոնտոս, որն այդ ժամանակ մտնում էր Հունաստանի կազմի մեջ: Նրանք ճակատամարտ են տալիս իրենց հետեւող արաբների հետ եւ հաղթում: Արդյունքում` Կոստանդին կայսրը ներկայիս Համշենի տարածքները հատկացրեց այս ներգաղթած հայերին:
Հետագայում Համամ Ամատունին իր անունով կառուցում է քաղաք Համամշեն անունով, որը ավելի ուշ ժողովրդի մեջ տարածվեց կրճատ` Համշեն անունով»,- հայտնեց «Արեւմտահայոց հարցերի ուսումնասիրության կենտրոն» գիտահետազոտական հիմնադրամի տնօրեն, ԵՊՀ հայագիտության կենտրոնի ավագ գիտաշխատող Հայկազուն Ալվրցյանը:
Հայության այս հատվածը ավանդաբար համարվել է հայությունից դուրս` առանձին էթնիկ խումբ: Նույնիսկ կան մարդիկ, ովքեր կարծում են, թե համշենահայերը առաջացել են հայ, թուրք եւ քուրդ ազգերի ձուլումից:


Сообщение отредактировал admin - Четверг, 30.07.2009, 16:00
 
adminДата: Четверг, 30.07.2009, 15:58 | Сообщение # 12
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 10
Репутация: 1
Статус: Offline
«Մինչեւ Ցեղասպանությունը, Համշենի տարածքում արդեն բավական մեծ թիվ էին կազմում իսլամացած հայերը, որոնք, սակայն, այն ժամանակվա պատրիարքարանի ոչ մի վիճակագրական ցուցակում ընդգրկված չէին: Այսինքն` նրանք միմիայն կրոնական տեսանկյունից արդեն իսկ համարվում էին հայությունից դուրս:
Բայց հատուկ պետք է նշել, որ համշենահայությունը բնավ էլ էթնիկ կատեգորիա չէ, այլ զուտ աշխարհագրական հասկացություն է: Համշենահայ բառին պետք է վերաբերվել ճիշտ այնպես, ինչպես պոլսահայ, ռուսահայ եւ այլն բառերին: Եվ առհասարակ, շատ սխալ է այն կարծիքը, թե հայը իսլամանալու դեպքում դառնում է համշենահայ: Համշենահայ` նշանակում է ծագումով համշենցի հայ»,- նշեց Կարեն Խանլարյանը:
Այս ամենը համշենահայերին չի հիասթափեցնում եւ չի ընկճում:
Նրանցից շատերն այսօր վստահ եւ համարձակ բարձրաձայնում են, որ իրենք հայ են: Նրանց նույնիսկ ավելի հայրենասեր հայեր կարելի է համարել, քանի որ այն բռնություններին, որ գործադրել են համշենահայության հանդեպ` նրանց իսլամացնելու նպատակով, շատերը չէին դիմանա: Օրինակ` միայն հայերեն խոսելու համար Օսմանյան կայսրությունում կտրում էին նրանց լեզուները եւ այլն:
Ձուլման այդ բռնի մեթոդները հիմնականում սկսվեցին 17-րդ դարի առաջին կեսին, եւ շարունակվեցին հետագա դարերում եւ, ըստ էության, շարունակվում են նաեւ այսօր, քանի որ համշենահայերի մեծ մասն այսօր էլ վախենում է խոսել իր ազգային պատկանելության եւ արմատների մասին: Իսկ մենք, թեկուզ եւ անգիտակցաբար, նրանց ավելի ենք հեռացնում մեզանից:
«Մենք վանում ենք մեզանից հայության այս հատվածին, այնինչ պետք է շատ նուրբ գործենք: Մենք պետք է գտնենք մեզ միավորող կետերը, այլ ոչ թե բաժանող: Իսկ միավորող կետը մեր ընդհանուր պատմական ճակատագիրն ու մեր ընդհանուր ազգային խնդիրն է:
Արեւմտյան Հայաստանի եւ, առհասարակ, Թուրքիայի ամբողջ տարածքում այսօր, նվազագույն հաշվարկներով, 3-3.5 մլն համշենահայ եւ ծպտյալ կամ կլեպտոհայեր են ապրում: Որոշ հետազոտողներ նույնիսկ նշում են 10-12 մլն թիվը, բայց մեզ համար թիվը կարեւոր չէ: Եթե նույնիսկ այնտեղ ապրեին թեկուզ 10 հազար հայեր, մեզ համար նույնքան կարեւոր կլինեին»,- ասաց Հայկազուն Ալվրցյանը:
Իսկ եթե ազգային ինքնագիտակցությունը հաշվի առնենք, ապա համշենահայերը բավականին լավ գիտեն ե՛ւ իրենց արմատները, ե՛ւ իրենց պապերի պատմությունը ու նույնիսկ պարերի, տոների ու ավանդույթների միջոցով պահել են իրենց հայությունը` չնայած շատ համշենահայեր այսօր չեն խոսում հայերեն եւ առաքելադավան չեն:
«Մենք հավատում ենք, թե կրոնները միմիայն բաժանում են մեր ժողովրդին. մեր ազգը, մեր ժողովուրդը, մեր հայրենիքը բոլոր կրոններից ավելի բարձր են:
Մենք փորձում ենք նաեւ Սփյուռքի ուշադրությունը հրավիրել մեզ վրա, սակայն, Սոչիի կոնֆերանսից բացի, այլ գործնական քայլ արված չէ համշենցիների եւ իսլամացված հայերի խնդիրների ուղղությամբ: Մեզ հետ կապվող սփյուռքահայերի մեծամասնությունը, դժբախտաբար, ընդհանրապես գաղափար չունի, թե որտեղ է գտնվում եւ ինչ է նշանակում Համշենը: Մենք սփյուռքահայերին Համշենի մասին պատմելուն եւ համշենահայերի խնդիրները բացատրելուն ավելի շատ ժամանակ ենք տրամադրում, քան պետք է հատկացնենք համշենահայերին իրենց հայկական արմատների մասին բացատրելուն»,- նամակով հայտնում է համշենահայ Վաշիդօղլուն եւ ընդ որում` հայերեն...

Գեւորգ ԱՎՉՅԱՆ


Сообщение отредактировал admin - Четверг, 30.07.2009, 16:02
 
Форум » Текстовый раздел » Форум » Амшен Хемшин : Что мы о них знаем (проамшенцах (предпочтительнее живуших в турции))
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright Adamyan © 2017 Хостинг от uCoz